Общение в системе «отцы – дети»

Страница 1

Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. Существует очень большое количество методов, с помощью которых можно проанализировать родительско-детских отношения, их специфику, конфликтность. В этой связи применяются всевозможные опросники, тесты, анкеты, проводится непосредственно собеседование с конфликтующими сторонами, разъяснительная работа. В данном случае мною был применен опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним».

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом «принятие» здесь подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. «Эмоциональное отвержение» рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие «психологического контроля» обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Использование опросника в ЧССР на выборке молодежи показало необходимость его переработки и адаптированная к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и Г. Ржичановым в 1983 году. В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была использована на подростках тринадцати-восемнадцати лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весьма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Процедура проведения исследования.

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предоставляется регистрационный бланк с подробной инструкцией. Он отдельно заполняет на отца и на мать. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.

Механизм обработки сырых данных.

После того, как подросток заполнил оба бланк (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в "оценочный лист" отдельно на мать и отдельно на отца. Затем, по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (ПОЗ – позитивный интерес, ДИР – директивность, ВРЖ – враждебность, АВТ – автономность, НЕП – непоследовательность). Далее сырые баллы с помощью специальных таблиц переводятся в стандартизированные Т-баллы. Стандартизированные данные располагаются от 1 до 5 и нормой считается среднее значение, то есть 3.

Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 – то измеряемое качество выражено вполне отчетливо.

Затем строятся оценочные профили отношений, как к матери, так и к отцу, на специальном бланке, приведенном ниже.

Таблица 1

Бланк заполнения ответов по методике ADOR

Фамилия ---------- Имя------------------- Отчество------------------Класс _

Шкала

ПОЗ

ДИР

ВРЖ

АВТ

НЕП

М

О

М

О

М

О

М

О

М

О

1

6

11

16

21

26

31

36

41

46

2

7

12

17

22

27

32

37

42

47

3

8

13

18

23

28

33

38

43

48

4

9

14

19

24

29

34

39

44

49

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Сырых баллов

Т-баллов

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций
информационный мультимедийный урок дидактический Эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе про ...

Детская одаренность и школьное обучение
Проблемы школьного обучения – предмет специального рассмотрения профессионалов. Традиционный для педагогики подход требует последовательного рассмотрения теоретических основ и конкретных путей решения проблем содержания образования, форм организации образовательного процесса, методов и средств обуч ...

Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника
Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы. В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru