Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. Существует очень большое количество методов, с помощью которых можно проанализировать родительско-детских отношения, их специфику, конфликтность. В этой связи применяются всевозможные опросники, тесты, анкеты, проводится непосредственно собеседование с конфликтующими сторонами, разъяснительная работа. В данном случае мною был применен опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним».
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом «принятие» здесь подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. «Эмоциональное отвержение» рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие «психологического контроля» обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Использование опросника в ЧССР на выборке молодежи показало необходимость его переработки и адаптированная к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и Г. Ржичановым в 1983 году. В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была использована на подростках тринадцати-восемнадцати лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весьма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.
Процедура проведения исследования.
Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предоставляется регистрационный бланк с подробной инструкцией. Он отдельно заполняет на отца и на мать. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.
Механизм обработки сырых данных.
После того, как подросток заполнил оба бланк (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в "оценочный лист" отдельно на мать и отдельно на отца. Затем, по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (ПОЗ – позитивный интерес, ДИР – директивность, ВРЖ – враждебность, АВТ – автономность, НЕП – непоследовательность). Далее сырые баллы с помощью специальных таблиц переводятся в стандартизированные Т-баллы. Стандартизированные данные располагаются от 1 до 5 и нормой считается среднее значение, то есть 3.
Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 – то измеряемое качество выражено вполне отчетливо.
Затем строятся оценочные профили отношений, как к матери, так и к отцу, на специальном бланке, приведенном ниже.
Таблица 1
Бланк заполнения ответов по методике ADOR
Фамилия ---------- Имя------------------- Отчество------------------Класс _
|
Шкала |
ПОЗ |
№ |
ДИР |
№ |
ВРЖ |
№ |
АВТ |
№ |
НЕП | |||||||||||||
|
№ |
М |
О |
М |
О |
М |
О |
М |
О |
М |
О | ||||||||||||
|
1 6 11 16 21 26 31 36 41 46 |
2 7 12 17 22 27 32 37 42 47 |
3 8 13 18 23 28 33 38 43 48 |
4 9 14 19 24 29 34 39 44 49 |
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 | ||||||||||||||||||
|
Сырых баллов | ||||||||||||||||||||||
|
Т-баллов | ||||||||||||||||||||||
Современное состояние и проблемы развития юношеских библиотек России
Специализированные юношеские библиотеки — разновидность универсальных публичных библиотек — появились в РФ в среднем 20-35 лет назад. Лишь отдельные из них имеют более длительную историю. Так, Центральная городская юношеская библиотека им. М. Светлова (Москва) в 2001 г. отметила свое 60-летие [9, с ...
Развитие бережного отношения к природе у старших дошкольников как аспект
экологического воспитания
Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начал ...
Контроль
сформированности иноязычных грамматических навыков
Контроль сформированности грамматических навыков осуществляется в процессе прослушивания устных высказываний, т. е. в самой деятельности (текущий контроль). В соответствии с принципом аппроксимации не всякое отклонение от нормы следует считать ошибкой, снижающее качество высказывания. Не следует ис ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...