Общение в системе «отцы – дети»

Страница 4

Шкала директивности.

Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образ «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиниться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и в определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности.

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, эмоционально-холодным, отвергающим отношением – с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обуславливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности подростка.

Шкала автономности.

Девочки-подростки описывают автономность отцов, как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности.

Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности его поведения могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний – максимальна.

Область применения опросника ADOR достаточно широка. Это диагностика отношений родителей в случае семейных конфликтов, развода, когда необходимо определить отношение ребенка к отцу и матери. При этом конфликт можно рассмотреть в нескольких плоскостях: между родителями сквозь призму их отношений с детьми (единая воспитательная практика или разнородная); а также на уровне «мать-ребенок». Здесь же можно определить степень глубины конфликта и его содержательные стороны (психологические) особенности: носит ли конфликт тотальный характер или касается только отдельных сторон жизни членов семьи. Этот опросник, как было сказано выше, я применила на подростках 9-11 классов школы №11 поселка Комсомольский города Кизляра. Отношения с мамой и папой у каждого подростка индивидуальны, но в целом прослеживается преобладающая тенденция в воспитании и мальчиков, и девочек их родителями.

В отношениях с мамой у подростка-юноши преобладает психологический контроль с ее стороны, непонимание, ожидание от сына большего, чем он на самом деле может, тем самым, подгоняя его под «эталон ребенка». Подросток нуждается в ее помощи и поддержке, а взамен она требует его подчинение ей. Наблюдается двоякое отношение к судьбе сына: она или переживает за его судьбу, или, наоборот, отдалена от действительности, отдавая предпочтение «закрывать на все глаза». В принципе в этом виновата наша сегодняшняя действительность. В отношениях подростка с отцом в большей степени преобладает лишь поверхностный интерес делами сына, дабы не терять его авторитета в глазах. Для многих отцов очень важен авторитет, важно, чтобы их слушались, но лишь немногие избирают путь дружеских отношений, взаимоуважения, так как многие отцы утверждают свою силу силой, агрессивностью. А это влечет за собой «мнимый» авторитет, созданный на боязни. Отцы, подчастую, хотят слепить из своих сыновей тех идеальных мужчин, какими они не стали, и совершенно не обращают на них внимания как на личностей. Что на счет непредсказуемости, то в этом хорошо себя проявили как матери, так и отцы.

В отношениях подростков-девушек с мамами, за матерями следует контроль, полное подчинение, самостоятельность, считает, что «мать всегда права». Наблюдается тенденция «хорошая дочь – плохая дочь». Проявляется слепая опека ил холодность, отчужденность, сдержанность, малая вовлеченность в дела дочери. Непредсказуемая реакция на подростка. Отцы же конфликтны, агрессивны. В воспитании дочери больше придерживаются «слепой силы», не интересуясь истинным положением дел. С одной стороны проявление дружеских отношений, уважения, с другой стороны – полное их отсутствие, то есть в одних случаях отец положителен, а в других – отрицателен. Он то проявляет холодность, непредсказуемость, то проявляет интерес к положению дел своей дочери-подростка, своей семьи; разъясняет дочери, что можно, что нельзя, таким образом, являясь справедливым отцом для дочери, хотя зачастую это не так.

По результатам проведенного исследования на выявление реальных отношений учащихся с родителями среди 10-11 классов были выявлены некоторые тенденции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Принципы наглядности на уроках ИЗО
В данной главе автор подвергает анализу наглядные принципы обучения на уроках изобразительного искусства. Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомо ...

Сущность нравственного воспитания
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки мас ...

Кризис интеллектуальности
Второй тип кризиса – кризис интеллектуальности, возникает в случае перегруженности одаренного ребенка заданиями, развивающими только интеллектуальные способности, без учета индивидуальных познавательных потребностей ребенка, его личностных смыслов. Хотя еще Л.С. Выготский в качестве предупреждения ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru