Основное исследование строиться на диагностической методики Рябова А.Е. «Активизирующего опросника личностной семейной сферы (АОЛСС)». Эта методика требует от человека, который его заполняет, критического и оценивающего обращения к своему прошлому, настоящему и, главным образом, к будущему. Детям приходится позиционировать события собственной жизни в настоящем и прогнозировать их продолжение в будущем. Практика показала, что опросник может быть использован и для индивидуальных, и для групповых (исследовательских) задач.
Вопросы опросника составлены таким образом, чтобы рационалистически побуждать у респондентов субъективные процессы наблюдения, описания и оценивания собственных семейных планов и перспектив, то есть активизировать выработку собственного осознанного мнения относительно поднятых в опроснике тем. Респонденты письменно отвечают на поставленные вопросы, записывая свои ответы на специальном бланке в пустые строки напротив вопроса. Вместе с вопросами на бланке указывают: ФИО респондента; пол; возраст; дату рождения; образование; есть ли у него родные братья или сестры, и если есть, то, сколько им лет. Все вопросы и место для ответов укладываются на листе формата А4 с двух сторон. Время при индивидуальном ответе не ограничивается. При групповом способе предъявления опросника достаточно 1 часа. Сначала указан «ключ» опросника, а затем (курсивом) сам вопрос:
Осознание ценности семьи (ценностно – смысловая основа семьи): Так ли уж обязательно человеку заводить собственную семью? Может быть, Вы можете предложить иной способ жизни?
Источники знания конкретных психологических особенностей семейных отношений: Откуда Вы получили те знания, которыми руководствуетесь, живя в семье, а также те, из которых создавался образ семьи вашей мечты?
Осознание необходимости семейного образования: Нужно ли специально учиться жизни в семье? Или эти знания все равно перейдут сами собой от родителей?
Оценка потребности в семейной психотерапии: Если в семье возникли трудности (уточните какие), должна ли семья обращаться за советом к кому – нибудь (к психологу, друзьям, родственникам)?
Общая ориентировка в ситуации в семейной сфере в обществе и прогнозирование ее изменения: Известно, что в настоящее время большинство семей испытывают трудности. Что должно произойти, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону?
Выделение целей воспитания: Можете ли Вы назвать от 3 до 5 вещей, которые семья воспитывает в человеке?
Представления о внешних и внутренних трудностях семейной жизни: Какие трудности могут, по – вашему, стоять перед семьей? Назовите по крайней мере пять.
Выделение далекой семейной перспективы и согласование ее с другими важными областями жизни: Можете ли Вы представить свою собственную семейную жизнь через 15–20 лет? Какой она будет?
Выделение ближних и ближайших семейных целей: Какой, по вашему мнению, будет складываться ваша жизнь в семье в ближайшие 5 лет? Какую роль сможете сыграть в ней Вы?
Знание конкретных целей семейной жизни: Представьте себе, что вы уже создали собственную семью. Ваша жизнь в ней будет иметь конкретные цели. Выделите как минимум 5 таких целей и определите пути их достижения.
Представления о достоинствах и недостатках семейной жизни: Какие Вы можете назвать приятные и неприятные моменты жизни в семье?
Представления о своих достоинствах и недостатках как семьянина: Какие ваши личные качества помогают вашей жизни в семье, а какие, наоборот, мешают?
Представления о путях преодоления недостатков и использовании возможностей: Как вы собираетесь работать над своими недостатками, если они есть? И собираетесь ли вообще?
Представления о внешних препятствиях на пути к цели: Какие люди и обстоятельства могут помешать достижению тех самых целей, которые Вы поставили перед собой в пункте № 10?
Методические рекомендации по использованию нестандартных уроков на занятиях
производственного обучения
Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, ориги ...
Понятие и сущность
методической работы в ДОУ
М.М. Поташник методическую деятельность определяет как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. "Под методической работой в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанны ...
Эстетическое воспитание младших школьников в учебной деятельности
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо развивать с детских лет. Это позволит в будущем сделать жизнь человека более осмысленной, яркой, богатой. Прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, оно вдохновляет на высокие, добрые мысли и чувства, на бол ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...