При изучении падежных окончаний имен существительных и прилагательных следует работать не с изолированным словом, а показывать падежные окончания в словосочетании и предложении, чаще практиковать упражнения в составлении словосочетаний, например: из слов письмо и пионерка могут быть составлены предложные и беспредложные словосочетания: письмо (к о г о?) пионерки, письмо (кому?) пионерке, письмо (от кого?) от пионерки, письмо (око м?) о пионерке; из слов дерево и зелёное может быть образовано словосочетание зелёное дерево. В зависимости от изменения форм имени существительного дерево - под деревом, о дереве - в словосочетаниях изменится и форма имени прилагательного - под зелёным деревом, о зелёном дереве.
Правописание падежных окончаний имен существительных основано на распознавании типов склонений, падежей, знании падежных окончаний существительных каждого типа склонения.
В свою очередь для определения падежа имени существительного необходимо научить школьников правильно ставить падежный и смысловой вопросы к существительному от того слова, с которым оно связано по смыслу, т. е. устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении; на основе падежного и смыслового вопросов, предлога, установления синтаксической роли существительного в предложении происходит определение вначале падежа, а затем и падежного окончания. (Установление имени существительного в роли члена предложения необходимо для различения именительного и винительного падежей).
В процессе формирования навыка правописания падежных окончаний имен существительных важно постоянное сопоставление падежных окончаний (окончание -е свойственно дательному и предложному падежам 1-го склонения, предложному падежу 2-го склонения; окончание -и свойственно родительному падежу 1-го склонения, родительному, дательному, предложному падежам 3-го склонения)и противопоставление окончаний творительного падежа всех трех типов склонений.
После изучения падежных окончаний имен существительных необходимо добиться того, чтобы ученик по окончанию слова мог дать характеристику имени существительного. Например, окончание -и бывает у имени существительного 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах: степи, по степи, в степи; окончания -у, -ю бывают у имени существительного женского рода 1-го склонения в винительном падеже (яблоню, ромашку).
Такой подход к изучению имен существительных обеспечивает сознательное применение правила и в новых, измененных условиях, при написании творческой работы.
Для формирования навыка правописания падежных окончаний имен существительных можно рекомендовать следующие упражнения:
1. Данные в скобках слова поставить в нужном падеже, подчеркнуть падежные окончания имен существительных.
Рассказ о (герой), письмо (учительница), письмо об (учительница), растут на (яблоня), остановился у (яблоня), подплыть к (лодка, берег, пристань), жить в (деревня, город, село).
2. К данному слову подобрать зависимые слова.
Помогать кому? (мама, сестра), чем? (совет, дело), в ч е м? (труд, работа).
3. Составить словосочетания по данным словам: у берёзы, от берёзы, к берёзе, на берёзе.
Упражнения данного типа могут быть связаны с показом приставки и предлога: отошёл от деревни, дошёл до деревни.
Для правильного написания падежного окончания имени прилагательного учащиеся, во-первых, выделяют словосочетание, состоящее из существительного и зависящего от него прилагательного, во-вторых, определяют род, число, падеж имени прилагательного на основе рода, числа, падежа имени существительного, в-третьих, определяют падежное окончание имени прилагательного.
Сравнение падежного окончания имени прилагательного и вопроса, на который оно отвечает, является вспомогательным приемом: над озером (каким?) глубоким; о листе (каком?) березовом.
Правильное написание безударных личных окончаний глаголов зависит от умения детей правильно назвать неопределенную форму данного глагола, определить его спряжение, затем время, лицо, число, потом определить окончание. Например, глагол красят - неопределенная (начальная) форма красить, II спряжение, настоящее время, 3-е лицо множественного числа окончание -ят.
Семинарские занятия
Семинарские занятия относятся к практическим занятиям, но представляющим особую форму сочетания теории и практики. На семинарских занятиях студенты выступают с устным или письменным изложением учебного материала на определенную, заданную тему. Занятия могут сопровождаться различными видами иллюстри ...
Государственные формы устройства для детей–сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
К государственным формам устройства относятся различные образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; а также учреждения социального обслуживания населения (детские дома – интернаты для детей – инвалидов с ...
Методические приемы работы по развитию орфографических
навыков
Методика работы по формированию и развитию орфографических навыков в национальной и многонациональной школе различные методические приемы: 1) работа над словами, произношение которых соответствует написанию; 2) работа над словами, произношение которых расходится с написанием. Эти приемы, основные н ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...