Сущность самоконтроля, его структура и значение

Страница 10

V Задачи, допускающие возможность "опровержения" семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением.

Примеры:

1) (Старинная задача) Крестьянин продал на рынке трёх коз за 3 рубля. Спрашивается: "По чему каждая коза пошла?"

Очевидный ответ: "По одному рублю" - опровергается: козы по деньгам не ходят, а ходят по земле.

2) Три спички выложили на стол так, что получилось четыре. Могло ли такое быть, если других предметов на столе не было?

Напрашивающийся отрицательный ответ опровергается: спички составили римскую цифру "4" ( IV ).

4 Надо сообщить учащимся способы проверки решения задач, уравнений, неравенств, тождественных преобразований, доказанных теорем и т.д. Разъяснить, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.

5 При решении задачи у доски учителю иногда не следует замечать допущенную учеником ошибку, а позволить ему довести решение до конца и записать ответ. Затем, сделав проверку, убедиться в его неправильности, перечеркнуть его (не стирать!), а учащимся сделать то же самое в тетрадях, вновь решить задачу и проверить решение. Проверку решения лучше делать после записи ответа. (Иначе не ясно, что же проверяет ученик).

6 Во время анализа письменных контрольных или самостоятельных работ иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающееся неправильное решение, но и путём проверки доказать учащимся его неправильность и лишь после этого рассмотреть правильное решение.

7 Иногда учитель преднамеренно допускает ошибку при решении задач у доски. Он обращается с вопросом к ученику: "Как решать дальше?" или "Сколько у вас получилось?" В этом случае полезно обнаружить и исправить ошибку так же, как это рекомендовалось учащимся ранее.

8 Надо так организовать обучение математике, чтобы учащиеся понимали, насколько и чем важна математика для разрешения жизненных проблем, видели прочный мост, перекинутый между теорией и практикой. Большое значение в этом отношении имеет проведение практических работ на местности в связи с изучением математики. Приведём пример.

Тема: Измерения на местности.

- Определить на глаз величину площади спортивной площадки пришкольного участка, проверить полученный результат измерениями и вычислениями.

(Приходится очень сожалеть, что в настоящее время их очень редко проводят в школе, а в некоторых школах вовсе не проводят). Примерный подбор заданий по измерениям на местности и методические указания к их проведению даны в книге В.Г. Прочухаева "Измерения в курсе математики средней школы"

9 В тех темах, в которых это возможно, желательно проводить лабораторные и практические работы по математике. Примеры:

1.) Тема: Пропорция. Прямая и обратная зависимость величин.

- Определить расстояние от Москвы до Санкт - Петербурга (по карте).

- Разделить площадь данного прямоугольника на 3 части, пропорциональные трём заданным числам: 2 : 3 : 5.

2.) Тема: Приближённые вычисления.

- Измерить длину, ширину и высоту спичечного коробка:

а) линейкой (в мм, с точностью до целых),

б) кронциркулем (в мм, с точностью до десятых)

и вычислить его объём. Сравнить результаты по степени точности.

Самоконтроль при выполнении лабораторных работ обычно осуществляется повторными измерениями и вычислениями (при возможности - другим способом).

10 При выполнении контрольной или самостоятельной работы полезно иногда предложить учащимся представить себе, что каждый из них является лицом, по должности отвечающим за результаты решения задачи. Например, предлагая задачу о переработке сахарной свёклы, учитель разъясняет: "Предположите, что каждый из вас является главным инженером этого сахарного завода. Подсчитайте и доложите директору этого завода, сколько всего получится сахара из привезённой за 3 дня свёклы".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12


Методика развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образо ...

Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическая проблема
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученическог ...

Использование силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
Известно, что развитие силы влияет не только на все стороны физической подготовки, но и имеет большое прикладное значение. Силовой компонент присутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке молодых спортсменов ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru