Качественная характеристика самоконтроля подростков включает:
- степень осознанности и самостоятельности действий самоконтроля;
- его правильность, зависящую от усвоения образца и умения сопоставлять с ним свою работу;
- овладение приёмами самоконтроля.
Главный путь формирования самоконтроля лежит через овладение учащимися приёмами самоконтроля, специфическими в каждом учебном предмете. Процесс обучения учащихся способам самоконтроля должен включать:
1. обоснование необходимости самоконтроля;
2. ознакомление учащихся с приёмами самоконтроля, наиболее рациональными при изучении данной темы;
3. включение самопроверки в учебную деятельность как необходимого элемента этой деятельности;
4. организацию системы упражнений, направленную на выработку и закрепление умений и навыков самоконтроля.
Значение самоконтроля
Умён не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умён тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их. [Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, стр.18 (примечание)].
Самостоятельная учёба, как и всякая самостоятельная деятельность человека, неизбежно требует умения планировать свой труд и контролировать его результаты: качество приобретаемых знаний и умений.
Как указывает А.С. Лында, "самоконтроль не рождается у ученика сам по себе, стихийно. Исследования показывают, что путь проб и ошибок не приводит к положительным результатам в формировании самоконтроля . Самоконтролю необходимо обучать специально. Это обучение включает в себя инструктирование учащихся, сообщение им некоторых сведений, необходимых для самоконтроля, и организацию упражнений по отработке приёмов его выполнения при осуществлении данного вида работы".
В русской методике преподавания математики проверке правильности получаемых результатов уделялось большое внимание. Например, известный методист XIX века В.А. Латышев писал: "Приучить детей к проверке задач необходимо, чтобы заставить их действовать сознательно, следить за своей работой и полагаться не на получение числа, данного в решении, а на ясное понимание условий задачи и хода её решения". [
Латышев В. Руководство к преподаванию арифметики. 1896, стр. 141.]
В "Нормах оценок письменных практических работ по математике в 5-11 классах" указывается, что за решение задачи по алгебре оценка "5" ставится в том случае, когда "задача решена правильно . дан исчерпывающий ответ на вопрос задачи и установлено соответствие решения условию задачи".
В рекомендации XIX Международной конференции по народному просвещению при ЮНЕСКО, принятой при участии советских представителей, указывается: "Нужно:
а) изучать ошибки учащихся и видеть в них средства познания процесса их математического мышления;
б) упражнять в практике самоконтроля и исправления собственных ошибок;
в) раскрывать перед учащимися смысл понятий приближения, порядка величины и правдоподобия результатов ."
Образно говоря, надо довести до сознания учащихся, что каждый из них должен быть для себя первым отделом технического контроля и стремиться к получению личного клейма "Знак качества".
Немаловажное значение имеет и то общее удовлетворение работой, тот подъём, который переживает ученик, самостоятельно убедившийся в правильности решения задачи. Следует также учесть, что самооценка, связанная с постоянным самоконтролем, на старших ступенях обучения приобретает значение стимулятора, побуждающего школьника к учению. Кроме того, навык самоконтроля имеет большое общевоспитательное значение. Самокритичность и самооценка являются неотъемлемыми компонентами познания человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми и с окружающей действительностью. Педагоги и психологи утверждают, что если с детства привлекать учащихся к анализу результатов своей деятельности и поступков, то самовоспитание будет продолжаться всю жизнь.
Закономерности и принципы педагогического процесса
Среди общих закономерностей педагогического процесса (объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса) выделяют такие: Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины ...
Особенности устной речи
Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы м ...
Появление и развитие информационно-мультимедийных технологий
Сегодня все чаще в информационной среде используются такие понятия, как «мультимедиа», «медийное искусство», «медиакультура». Они не являются синонимами, но у этих феноменов есть точки взаимопересечения. Что же такое мультимедиа, какова его природа и отличительные особенности? Термин «мультимедиа» ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...