Сущность самоконтроля, его структура и значение

Страница 11

11 Полезно иногда предложить учащимся самим оценить свою контрольную или самостоятельную работу (защитить её). Это повышает ответственность ученика за её выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля. Кроме того, ученик получает большое удовлетворение от того, что он не только правильно решил задачу, но и доказал правильность своего решения товарищам, защитил своё решение. Конечно, работу затем проверяет учитель и тактично разъясняет ученику, почему нельзя согласиться с его оценкой, если окажется, что ученик её завысил.

12 Учитывая ранний интерес учащихся к вопросам будущей профессии, полезно иногда в контрольной работе, содержащей задачу конкретной производственной ситуацией, предложить учащимся не только оценить свою работу, но и записать, кем они желают быть после окончания школы. Например,

- ученица Л. записала: "По - видимому, есть ошибки, оценка 3. Я хочу быть врачом". Замечание учителя: "С оценкой согласен. Желаю успеха, но врачу нельзя ошибаться"

- Ученик С.: "Оценка 4+. Хочу быть моряком". Рецензия учителя: "4 много, есть ошибки.

Достаточно 3. С такими знаниями по математике в море можно заблудиться".

- Ученица П.: "Оценка 4, потому что есть зачёркнутое и исправления. Хочу быть учительницей". Рецензия: "Согласна, желаю успеха".

Вряд ли можно отрицать воспитательное значение таких работ и рецензий учителя.

13 Полезно иногда предложить учащимся проверить и оценить работу товарища. В этом случае ученики более объективны, чем при оценке своей работы.

14 Нельзя снижать оценку ученику за контрольную, домашнюю или иную самостоятельную работу, если он при её выполнении перечеркнул неправильное, а затем записал правильное решение. Наоборот, надо поощрять учащихся за их стремление контролировать свои решения и исправлять обнаруженные ошибки.

15 Если ученик, получив неправильный ответ, проверкой обнаружил это и перечеркнул решение, а новое, правильное решение не успел выполнить, то следует воздержаться от оценки его работы баллом "2", а за самокритичность похвалить. Наоборот, ученик, не перечеркнувший неправильное решение, должен получить соответствующую оценку. Повторную контрольную работу они будут выполнять, по - видимому, вместе, но второй - исправлять "двойку", первый - как бы ещё раз пробовать свои силы и умения.

16 При обнаружении опечатки в условии задачи иногда не следует спешить с её исправлением. Полезнее предложить учащимся решить задачу в той формулировке, как это дано в учебнике, а затем проверкой доказать наличие опечатки. При творческом подходе учителя к решению задач и проверке полученных решений, опечатки в ответах могут быть использованы как дополнительный стимул к выработке у учащихся критичности и самоконтроля.

Мы далеки от мысли считать полезным наличие опечаток в школьном учебнике, но не можем и согласиться с теми учителями, которые всякую опечатку в учебнике считают величайшим злом. Такие задачи можно давать на дом как дополнительные задания для учеников с повышенной мотивацией.

17 Требования к решению задач:

- безошибочность решения;

- обоснованность;

- исчерпывающий характер;

- простота решения;

- рациональная запись;

-ясность пути, приводящего к решению должны быть взяты на вооружение каждым учителем математики. Больше того, постепенно показывая на конкретных примерах решения отдельных задач, эти требования следует разъяснить каждому учащемуся и предъявлять к исполнению в повседневной их учёбе.

18 Полезно дать учащимся общие рекомендации по вопросу выполнения домашних заданий и самоконтролю. Интересные советы даны в книге С.В. Воронина. Вот некоторые из них:

"17. Привыкай постоянно контролировать свои рассуждения, не забывай слово "почему". Прежде чем считать своё заключение верным, ещё раз проверь себя.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


Особенности догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, развивающего и модульного обучения
Догматический тип, берущий свое название от догм (догматов), в виде которых представлено осваиваемое учебное содержание, является давней историей образования. Средневековый катехизис, монастырская зубрежка являются классической формой его проявления. Однако рецидивы догматического обучения встречаю ...

Документы, отражающие содержание образования, и их характеристика: базисный учебный план, учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы
Базисный учебный план образовательных учреждений РФ является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деят ...

Методические разработки заданий с использованием эвристических методов
План - конспект урока №1 Предмет: ПОиТВР Тема: «Виды укладок волос». Тип урока: комбинированный. Форма проведения: практическое занятие Цель: более глубокое усвоение знаний по теме. Задачи: · образовательная – сформировать знания по теме: «Виды укладок», сформировать умение выполнять один из видов ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru