2)Предлагаемое содержание должно заключать в себе достаточные трудности, позволяющие детям приобретать опыт приложения усилий. Следует особо подчеркнуть, что удовлетворение этого условия содержит в себе противоречие: без достаточных трудностей дети легко справляются предложенным содержанием, испытывают радость успеха, но при этом им не приходится прилагать усилий (волевых или физических), добиваясь результата. Наличие же трудностей вызывает необходимость приложения усилий, проявления настойчивости, целеустремленности, причем интерес к деятельности побуждает к сосредоточению, стремлению достичь желаемого результата.
В ходе эксперимента педагог предлагает старшим дошкольникам выучить стихотворение А. Барто «Уронили мишку на пол .». Он вводит и мотив, обусловливающий значимость этого предложения: позабавить малышей интересным для них текстом. Дети легко справляются с заданием, не затрачивая никаких усилий. Другая ситуация возникает при чтении стихотворения Е. Серовой «Одуванчик» с установкой на последующее его запоминание. Лирика этого произведения, нежность в обращении к цветку вызывают чувство восхищения, побуждают к волевым усилиям, чтобы добиться положительного результата. И оценка педагога связывается с проявлениями детьми настойчивости.
Однако наличие трудностей может нередко приводить к «неуспеху» в деятельности, а частое возникновение таких ситуаций может вызывать «страх ошибки», когда дошкольник, еще не приступив к предложенной деятельности, уже отказывается от нее, мотивируя отказ своим неумением [23]. В ходе эксперимента ребенок, складывая узор из мозаики, не учел его сложности и потому не добился результата. Эта неудача вызывает огорчение и отказ от продолжения деятельности.
В то же время наличие «ситуаций неуспеха» имеет положительное значение. Они вызывают активную поисковую деятельность ребенка: где допущена ошибка, в чем ее причина (был невнимателен при объяснении, недостаточно овладел показанным приемом, неполно использовал имеющиеся умения и пр.). Он определяет способы, действия, которые помогут исправить ошибку, добиться положительного результата. И в этом поиске накапливается опыт преодоления трудностей. Достижение успеха в таких ситуациях побуждает ребенка и в дальнейшем не отступать от затруднений, преодолевать их. Поэтому «ситуации неуспеха» можно рассматривать как первый шаг к достижению успеха.
Следовательно, планируя содержание предстоящей деятельности, педагогу необходимо оценить ее доступность и возможные сложности, с которыми дети столкнутся при выполнении, но в то же время позволят им, преодолев трудности, достичь положительного результата, испытать радость успеха. Накапливаемый опыт формирует у детей своеобразный интерес к деятельности, вызывающей разного рода трудности. И именно их преодоление оказывается наиболее значимым для дошкольника [1].
По мнению А.Г. Ободовского трудности заключаются:
а) в объеме содержания предлагаемой деятельности;
б) в сложности восприятия новых понятий, разъясняемых педагогом;
в) в овладении новым приемом деятельности;
Учитель в школе, его профессиональная пригодность и профессионализм
Учитель и его деятельность – основа, определяющая успешность школьного образования, обучения и воспитания. Именно от квалификации учителя, его профессионализма, активности, энтузиазма зависит то, какими людьми выйдут из школы ученики, насколько целостно и правильно будет сформирована личность каждо ...
Обучение и развитие младших школьников
Обучение развивает школьников, прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющих ...
Демонстрационные и компьютерные эксперименты при изучении атомной физики
Демонстрационный эксперимент должен являться основной составляющей экспериментального курса физики, как правило, все основные физические понятия должны демонстрироваться на опыте. Хороший демонстрационный опыт, проведенный во время теоретического изложения и отражающий физическое явление, позволяет ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...