В беседах с детьми педагог может встретиться с неточными или неверными ответами. В подобных случаях ему очень важно высказывать свое суждение, но не в виде прямого отрицания или замечания, а в форме выражения собственного мнения как бы на правах партнера, оставляя за ребенком право возражения или несогласия, и лишь путем последующего обсуждения подводить ребенка к осознанию своей ошибки [33].
Нередко такая оценка может заменяться индивидуальной беседой. Например, рассматривая выполненный ребенком рисунок, педагог подводит его к обнаружению недостатков следующим образом: обращаясь к нему, замечает: «Какой замечательный рисунок ты задумал для подарка маме! (Обратите внимание, сначала педагог отмечает что-либо положительное в работе.) Красивый букет тюльпанов! И оригинально раскрасил цветы: каждый лепесток красный, с оттенками оранжевого и желтого цвета. Но посмотри на лепестки первого и второго цветка, в чем их отличие? Одинаково ли аккуратно они закрашены?» Побуждаемый педагогом ребенок обнаруживает недостаточно тщательно заштрихованный лепесток, закрашивает его, добиваясь лучшего качества. И замечание педагога он воспринимает как совет к исправлению ошибки.
5)Следующим педагогическим условием, способствующим воспитанию доброжелательных взаимоотношений, является организация коллективной деятельности. В ней присутствуют общая цель, распределение обязанностей (ролей), общий результат. Ее характеризует и объективная структура деятельности, предполагающая наличие ситуаций, требующих взаимодействий партнеров. Так, в игре необходимо договориться, кто какую роль будет выполнять, а в процессе игры согласовывать предложения участников о дальнейшем развитии сюжета (например, пойдет ли «семья» в парк или будет готовить праздничный обед). В процессе труда также необходимо распределить обязанности. Кроме того, кто-либо из участников может заметить небрежность в работе партнера и выразить ему свои претензии, а последний — свое отношение к ней. И тогда между детьми могут возникать споры, взаимные обиды. Чтобы не допустить дальнейших разногласий, педагог нередко совершает ошибку: он сам распределяет деятельность или прекращает ее. И опять возникает противоречие: либо устранить назревающий конфликт своим волевым решением, либо использовать его в качестве средства передачи детям способов регулирования взаимоотношений (умения согласовывать свои интересы с интересами партнеров, поддерживать их, уступать их желаниям или доказывать справедливость своего замечания, целесообразность высказанного предложения и т. д.). Такие методы позволяют преодолеть противоречие: с одной стороны, не отказываться от организации совместной деятельности детей, а с другой — использовать ее в качестве средства воспитания доброжелательных отношений.
Таким образом, педагогические условия организации деятельности детей содержат в себе противоречия: отсутствие или наличие трудностей в предлагаемом содержании, положительная или отрицательная оценка результатов деятельности и отношения к ней, ликвидация возникающих конфликтных ситуаций путем прямого воздействия педагога на участников совместной деятельности или использование их в качестве средства воспитания способов сотрудничества [10].
Методы и технологии изучения личности в социальной педагогике
При всем многообразии подходов к пониманию личности в социальной педагогике традиционно выделяются следующие проблемы ее изучения: многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; ...
Воспитание, его цель и задачи в новых условиях
С учетом этого появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской — воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, в ...
Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего
дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира
Игра - это присущий только детям способ познания мира и совершенствования своих усилий. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка, например, потребность развлечься, выплеснуть накопившуюся энергию, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир. По мнению Л.С. Выготского, именно игра явл ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...