О возможностях формирования математических способностей в курсе «Начала алгебры»

Комплексная педагогика » Формирование математических способностей при изучении математики в деятельностном подходе » О возможностях формирования математических способностей в курсе «Начала алгебры»

Страница 4

Задачи данного типа в учебных материалах встречаются систематически и условия задач постепенно усложняются, то можно говорить, что задачный материал направлен на формирование способности к формализованному восприятию математического материала.

Формирование способности к логическому рассуждению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики

Способность к логическому рассуждению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики является одной из существенных особенностей математического мышления и позволяет находить пути решения, не подходящие под стандартное правило.

Рассмотрим задание из темы «Теория делимости» курса «Начала алгебры», которое, по нашему мнению, позволяет формировать эту математическую способность.

Задание. «Выясните, можно ли без изменения распространить признаки делимости для чисел вида на числа с произвольным количеством цифр в записи. Какие утверждения кажутся вам верными?».[4]

Для решения этого задания необходимо сформулировать и записать утверждение о делимости натурального числа . Затем найти многозначное число, для которого эти утверждения не верны. Если же такое число не найдется, то есть сформулированное утверждение ложно, то надо используется те же идеи, что для случая n=2.

Если рассматривать действия, выполняемые при решении данного задания и перевести их на язык математических способностей, то можно сказать, что задание способствует формированию способности к логическому рассуждению в сфере количественных отношений, числовой и знаковой символики.

Так как действие «сформулировать утверждение о записи натурального ряда» можно соотнести с действием «оперирования специальными математическими знаками, условными символическими обозначениями количественных величин и отношений», действие «записать утверждение о делимости натурального числа» - с действием «перевода на язык символов», а «проверка утверждения на истинность» с действием «умением логически рассуждать (доказывать, обосновывать)».

Ниже в таблице №2 приведены задания из темы «Теория делимости» курса «Начала алгебры», которые, по нашей оценке, позволяют формировать эту математическую способность.

Таблица 2

Математическая способность

Действие, присущие способности

Тип задания

Образец задания

Способность к логическому рассуждению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики.

уметь логически рассуждать (доказывать, обосновывать);

оперировать специальными математическими знаками, условными символическими обозначениями количественных величин и отношений и пространственных свойств;

переводить на язык символов.

Восстановить утверждение о делимости чисел, вписав недостающие данные.

Записать утверждение о делимости (данное в готовом виде, либо построенное самими учащимися) в заданной форме "Если…, то…".

3. Дано утверждение о числах, привести примеры чисел, обладающих таким же свойством.

1. Заполни пробелы

Если число оканчивается цифрами [_] и [_], то оно кратно пяти.

2. Запишите в форме утверждения «Если…, то…» следующий признак делимости числа на 3: «Число, у которого сумма цифр делится на 3, кратно 3».

3.Прочитайте утверждения и приведите примеры других чисел, обладающих такими же свойствами:

83562 и 26382 (8356+2638)2;

Вывод: задачи такого же типа рассматриваются в теме «Теория делимости» курса «Начала алгебры» систематически и условия задач постепенно усложняются, то можно говорить, что способность к логическому рассуждению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики формируется.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
Организация воспитательного процесса в учреждениях НПО осуществляется посредством разнообразных форм и методов. Форма воспитания - это: вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач. В настоящее время осн ...

Методы формирования сознания личности
Основной задачей методов этой группы является формирование убеждений, взглядов, стремлений воспитанников. Чтобы воспитать определенные целью воспитания личностные качества, необходимо донести до воспитанников смысл этих качеств, их значение в полноценной повседневной и трудовой деятельности, важнос ...

Из опыта работы учителей начальных классов
1) Подчеркнуть (назвать) все орфограммы в слове (только в приставках; в корнях; суффиксах; окончаниях, между частями слова (между словами); 2) выбрать правильное написание букв, раздельных написаний и обозначить условия выбора. 3) вспомнить орфограммы, выбор которых зависит от предшествующего (посл ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru