Для понимания значения слова значимым для ученика является контекст, в котором это слово было услышано впервой. Подбор таких текстов поможет преподавателю не только провести обзор лексического значения слова, но и проявить определенное воздействие на ученика, даст правильное представление о предмете окружающей реальности, обогатит память ребенка примером художественного текста, будет содействовать воссоздающему и творческому воображению.
Вот еще несколько упражнений, которые позволено применять для того, чтобы развивать у детей знание пояснять смысл изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные знаки лексического значения.
Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова.
Представь себе, что ты художник. Тебе возложили нарисовать молоток. Расскажи, как ты будешь изображать данный предмет.
Тебе доверили составить рассказ о медведе. Составь данный рассказ так, чтобы мы сумели представить себе медведя таким, какой он есть в жизни.
Представь себе, что тебе надобно объяснить смысл слова "пенал" человеку, тот, что никогда не видел этого предмета. Как ты объяснишь смысл этого слова?
Вспомни значение слова "береза" и составь загадку, в которой по одному либо нескольким знакам позволено узнать это дерево.
Составь кроссворд на тему "Растения".
Максимальные вероятности для осознания лексического смысла постигаемых слов имеет проведение внеурочных уроков по языку, где младшие школьники под начальством педагога создают свои личные словарики, скажем, на такие темы, как "Звери и птицы" (1 класс), "Растения леса и огорода" (2 класс), "Профессии" (3 класс) и др. Как происходит трактовка слов, покажем на образце одного из вариантов работы со словом "сорока", проведенной на внеурочном уроке в 1 классе .
Работа над словом полагает "количественное" и "добротное" обогащение словаря учащихся и его активацию. Так, при постижении всякого слова педагог может сотворить у школьников первое суждение о лексико-семантической парадигме, образующей семантическое поле постигаемого слова. Такое суждение дается без соответствующих терминов и не на одном занятии, а в процессе постепенного выполнения лексико-орфографических заданий на занятиях грамматики и правописания и во внеклассной работе по русскому языку. Скажем, при разборе слова "мороз" обусловливаться его связи по смыслу и сочетаемость слова с иными словами.
-----> родо-видовые связи: 1) мороз-холод; 2) мороз-холодная зимняя погода.
родственные связи: мороз, морозец, морозный,<- морозно, заморозки, морозить.
-----> синонимические связи: мороз, холод, стужа.
-----> антонимические связи: мороз-жара, мороз-зной.
мороз -----> сочетаемость слов: Сильные, жестокие, лютые, январские. морозы; Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит.; На мороз выйти, на морозе стоять, в мороз гулять .
-----> фразеологические сочетания: Мороз по коже (по спине<-) дерет (идет) - возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.
Слово "мороз" оказывается первым словом с непроверяемым написанием, с которым знакомятся первоклассники. На занятии на основе выполнения задания дети осознают первый смысл данного слова (мороз - это низкая температура воздуха, холод) и возможность синонимической замены слова "мороз" словом "холод". На последующих занятиях в 1-4 классах при постижении грамматико-орфографического материала педагог через систему занятий (имеющихся в учебнике и дополнительных) знакомит учеников с иными связями по значению слова "мороз" и сочетаемостью данного слова с прочими словами в предложении и словосочетании
Особенности обучения детей с нарушениями интеллекта в специальной школе
Общие задачи обучения во вспомогательной школе сочетаются с задачей специальной, состоящей в коррекции основного дефекта умственно отсталых школьников. Поэтому важнейшей особенностью обучения во вспомогательной школе является его коррекционная направленность. Вторая особенность состоит в том, что о ...
Характеристика умственно отсталых детей
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы р ...
Эффекты учебной организационно-деятельностной игры на основании анализа
отчётов и анкет студентов
Через месяц после проведения организационно-деятельностной игры, когда игровое самоопределение студентов уже отделилось от реального, мной было проанализировано 18 написанных отчётов и 16 анкет, заполненных студентами. Пока о возникновении самостоятельной деятельности у студентов говорит рано. К то ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...