Современная школа видит одну из основных задач в становлении речи и мышления школьников. Одним из показателей интеллектуального и речевого становления школьника служит богатство их словарного резерва. С подмогой слова человеческое мышление связывается с объективной реальностью, потому что слово обозначает предмет реальности и выражает представление о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, «представляет собой частицу познания, частицу обобщенного навыка, которая хранится в памяти и применяется человеком в процессе мышления и речи»[17, с. 15].
Чем богаче энергичный словарный резерв учащихся, тем обстоятельнее и красочнее его устная и письменная речь. Подчеркивая значение становления "дара слова" для образования мыслительной деятельности ребенка и для каждого последующего обучения, К.Д.Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в толк слова, темно понимает либо совсем не понимает его подлинного значения и не получило навыка распоряжаться им вольно в устной и письменной речи, неизменно будет страдать от этого коренного недостатка при постижении каждого иного предмета»[28,с.69]. Обогащению словарного резерва, а следственно, и речевому становлению может содействовать такая организация учебной деятельности, которая будет устремлена на:
1) восприятие и понимание смыслового оглавления постигаемых слов и однокоренных слов, оттенков смыслов этих слов, антонимических и синонимических связей, сочетаемости слов и устойчивых циклов;
2) развитие знания объяснить смысл слов и особенности их употребления в речи;
3) развитие знания пользоваться словом в речи при построении личного речевого высказывания (как устного, так и письменного).
«Любой лексический смысл слова как единицы лексико-семантической системы языка, - по определению Н.А.Купиной, - являет собой общность смысловых знаков, которые различают этот смысл от иных, создают индивидуальность лексического смысла и следственно могут быть названы дифференциальными знаками лексического смысла»[17,с.112]. Учим ли мы детей вникать в толк слова? Какой объем информации о лексическом значении слова понимается ребенком? Воспитываем ли мы у младших школьников знание пояснять значение слова? Теперь, когда методическая мысль и педагогическая практика по вопросу организации лексической работы в школе гораздо продвинулась вперед, данные вопросы не могут не волновать ни преподавателей, ни методистов, ни исследователей.
Всякий ребенок по-своему понимает толк, тот, что закреплен за словом, обозначающим какой-то настоящий либо мыслимый "ломтик" реальности, но дать словесное трактование смысла слова для детей затруднительно. Это еще раз подтверждает, что словарные задания не обязаны быть устремлены только к запоминанию определенного списка слов вне каждой связи с всеобщей системой занятий по языку. У младших школьников нужно воспитывать знание словесно формулировать толк постигаемых слов, а значит, и словесно раскрывать оглавление представлений, обозначенных в языке данными словами.
Как разъяснить младшим школьникам смысл слова? Отвечая на данный вопрос, нечаянно вспоминаются слова К.Паустовского. Думая о том, что отменно бы составить несколько новых словарей русского языка, в одном из которых собрать слова, относящиеся к природе, он писал: "Словарь данный будет, безусловно, толковым. Всякое слово должно быть объяснено, и позже него следует помещать немного отрывков из книг сочинителей, писателей и ученых, имеющих научное либо поэтическое касательство к данному слову"[19, с.96].
Жан-Жак Руссо. Его взгляды на первоначальное воспитание
Приступая в первой книге к изложению правил воспитания, Руссо, в первую очередь, касается вопроса: кому воспитывать? Сам отказавшийся воспитывать своих детей, сам отдававший их в приют и никогда не знавший их, Руссо в "Эмиле" дает лучшее обоснование родительского долга воспитывать детей с ...
Современные проблемы высшего образования
В течение длительного времени число выпускников вузов в мире составляло лишь небольшую часть каждой возрастной группы. Эти специалисты были ориентированы на ограниченное количество областей деятельности и не испытывали практически никаких трудностей в поиске работы, обеспечивающей им высокий по сра ...
Психолого-педагогическая
характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи подробно описывают такие авторы как: Левина, Фили ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...