Социальное общение подростков и пути гармонизации общения

Комплексная педагогика » Пути гармонизации социального общения подростка в школе и в семье » Социальное общение подростков и пути гармонизации общения

Страница 1

Социальная среда подростка расширяется и меняется. Не только классный коллектив, семья, ближайшее окружение составляют его социальный мир. Особенно существенно в подростковом возрасте меняются социальные сети. В них он может проявлять себя в разнообразных ролях, позициях и условиях, как позитивных, так и в негативных. Подростки, неудовлетворенные межличностным общением в семье и в школе, отвергаемые по причине своей несостоятельности в социально одобряемых видах деятельности, склонны к группированию по месту жительства, где удовлетворяется большая часть их интересов и находит выражение нереализованная в школе социальная активность. В этом смысле знание особенностей социальной сети подростков с девиантным поведением поможет выявить тенденции, влияющие на дисбаланс гармонизации общения. Психолог О. Казьмина (1998), опираясь на теорию социальной сети и социальной поддержки, предлагает методику исследования межличностных отношений подростков (сокращенно – МИСС), их адаптация в социальной среде, которая состоит из рисунка социальной сети и специального опросника.

Рисунок социальной сети.

Испытуемому предлагается восемь цветных карандашей, соответствующих цветам теста М. Люшера (красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, серый, черный, коричневый) и лист бумаги.

Инструкция: «В вашей жизни существует определенный круг людей – дома, в школе, в спортивной секции и т.п. Обозначьте себя и этих людей каким-либо символом (кружком, квадратом и т.п.). Используйте разные цвета. Расположите ваших знакомых на рисунке на таком расстоянии от себя, насколько для вас важны отношения с ними. Соедините тех людей, которые общаются между собой».

Здесь перед испытуемым раскладываются восемь карандашей, и он должен, используя их, нарисовать социальную сеть общения. После этого респонденту выдается бланк опросника с вопросами. В дополнение к рисунку социальной сети используется специальный опросник, в который входят три блока:

выявление всей социальной сети респондента;

обнаружение «ядра» социальной сети;

уточнение ролей каждого члена социальной сети респондента.

Вопросы сгруппированы таким образом, что часть из них раскрывает тех членов социальной сети, которые оказывают инструментальную (материальную) поддержку респонденту, часть – эмоциональную, а часть вопросов касается общности интересов респондента и членов социальной сети.

Первый блок опросника. При ответе на эти вопросы, глядя на свой рисунок социальной сети, назови конкретные имена. В том случае, если он говорит, что таких людей у него много, его просят написать только первые восемь человек (пронумеровать их). Затем предлагают ответить на следующие вопросы: (поставь номера напротив)

Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно уехать на какое-то время?

С кем вы обсуждаете проблемы связанной учебой?

Кто помогал вам в домашних делах последние три месяца?

С кем вы проводите свободное время? _

Кого вы считаете лучшим другом?

С кем вы обсуждаете личные проблемы?

Кто оказывает вам помощь в принятии важных жизненных решений? _

У кого вы сможете взять в долг значительную сумму денег? _

С кем вы живете в доме и кого из соседей знаете?

Второй блок опросника. Перед ответом на вопросы второго блока подростку дается задание составить список всех, кто упоминался при ответах на первый блок опросника (пронумеровать). Далее испытуемого просят дать характеристику каждому их них, учитывая следующие вопросы:

Пол каждого упомянутого человека.

Ролевые отношения (отец, мать, брат, сосед, преподаватель, друг, тренер и т.д.).

С кем из указанных людей находитесь в более близких отношениях?

Кто из них живет близко, а кто далеко?

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Природа как средство эстетического воспитания младших школьников
Богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдений, воображения дает природа. На протяжении всей истории своего существования человек не только осваивал природу, но и учился понимать и чувствовать её. Будучи социальным по своей сути, отношение человека к природе носит и познавательный ...

Роль мысленного эксперимента в структуре геометрического доказательства
«Мысленный эксперимент …совершается посредством специально сконструированных идеальных объектов, которые не существуют натурально» [17]. Поскольку мы определили геометрический объект, как идеальную сущность реальной составляющей вещи, то любое действие по изменению и преобразованию такого объекта м ...

Организация и методика выполнения проектов в начальной школе
проект образовательный школьник В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru