Магомедрасулов Магомедсаид. Причина: из-за непонимания в отношениях с отцом. Он подавляет подростка. В классе он учится средне, скромный, очень стеснительный как будто чего-то боится. Взгляд очень робкий, боязливый. Он неуверен в себе, низкая самооценка. Часто в классе его передразнивают «очкариком».
По результатам ADOR (смотрите Приложение 2) воспитанием сына занимается мать, а отец подключается только тогда, когда тот что-либо натворит, или ему что-нибудь необходимо купить (вещи, и др.) стиль общения – директивный.
По результатам МИСС социальная сеть приближена к суженной. Ядро сети – два человека (друг, родственник). По цветовой гамме сети ядро участников окрашено в красный цвет, стрелки между ними тоже красный цвет. Все участники выделены в кружки. Респондент в отношениях с ними проявляет силу воли, агрессивность. Повышенную тенденцию к возбуждению. Он спокоен и удовлетворен в отношениях с ними.
Рис. 6 Социальная сеть Магомедрасулова М. 11б кл.
Сфера общения – лица или намного старше его, или младше.
И, последний из рассмотренных мною респондентов, Финенко Михаил. Причина: из наблюдений за поведением в классе выделено: очень хорошо воспитан, постоянно проявляется подавленность, грусть в глазах; его все время что-то беспокоит.
По результатам ADOR (смотрите Приложение 2) я выявила, что у него серьезные проблемы в общение с мамой, доходящие до конфликта. В целом: воспитание не совпадает. Стиль общения – позитивно-директивный с директивно-враждебным.
По результатам МИСС здоровая социальная сеть общения. Ядро сети – пять человек. Все самые близкие. Он не смог исключить кого-либо в последнем блоке опросника. Больше всего контактирует с мамой, с любимой девушкой и с другом Ромой.
Рис. 7 Социальная сеть Финенко М. 10в кл.
По цветовой гамме сети (смотрите Приложение 3) респондент упорен в достижении цели, упрям (использовал сначала зеленый цвет, а затем обвел красным); нарисовал себя в кружке, а также всех участников ядра сети. В отношении своих близких проявляет агрессивность, бывает сильно взволнован; в отношениях с девушкой – уверен, упрям и в то же время проявляется наступление тенденции возбуждения, ревность. Друг (выделен фиолетовым цветом): испытывает тревогу за друга. Все между собой связаны черными стрелками, это означает, что респондент переживает за всех, с кем общается. Сфера общения ядра – лица старше него по возрасту.
В целом наблюдается среди подростков 9-11 классов следующая тенденция: в 9-х классах, на примере наших респондентов, для подростка все еще очень значимы отношения со сверстниками. Они отчаянно борются за эти отношения с миром взрослых. Они исключают из сферы своего общения даже самых близких. Этакие бунтари. Но уже в 10-х, а затем и в 11-х классах в сферу общения вливаются взрослые и настолько, что зачастую подросток только с ними и общается, только к ним и прислушивается. Но, чтобы наши подростки не говорили, материально им помощь окажут только родители, как бы они их не исключали из своего мира. То есть, постепенно подросток осознает значимость взрослых и свою значимость для них, осознает, насколько важно для него общение со сверстниками.
Заключительная анкета «Из-за чего появляется конфликт, ссора между общающимися?» (проводится устно). Анкета разработана мною, исходя из наблюдений за межличностными отношениями старшеклассников и классных руководителей.
Опрос учащихся:
Бывают у вас конфликты в классе?
Если да, то какова их причина? Из-за чего происходит ссора, недопонимание друг друга?
Бывают ли у вас конфликты с родителями? Из-за чего они происходят?
Особенности догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного,
развивающего и модульного обучения
Догматический тип, берущий свое название от догм (догматов), в виде которых представлено осваиваемое учебное содержание, является давней историей образования. Средневековый катехизис, монастырская зубрежка являются классической формой его проявления. Однако рецидивы догматического обучения встречаю ...
Содержание учебного занятия
«Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать» Гёте Что следует изменить в структуре, содержании учебных занятий педагога для достижения цели образования – формирование компетенций учащихся? Создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения для ...
Методика развития компонентов строительной игры старших дошкольников
Основной особенностью конструирования детей старшего дошкольного возраста, является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике. Ребенок увлекается самим процессом строительства, стремится, чтобы его постройка максимально была похожа на отобра ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...