Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируется жизненная ситуация: игра предоставляет участнику возможность побывать в роли воспитателя, методиста, заведующей детским садом и т.д. Использование деловых игр значительно укрепляет связь "методист-воспитатель-ребенок", раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в её процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
В педагогической литературе деловая игра рассматривается как:
активная форма взаимодействия людей (В.А. Сластенин);
специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность преподавателя (В.А. Трайнев, Л.Н. Матросова);
активная самостоятельная познавательная деятельность студентов (Ж.С. Хайдаров);
модель процесса принятия решения (И.М. Сыроежкин);
модель взаимодействия людей в процессе достижения определенных целей (С.В. Емельянов, А.Г. Ивановский).
Проанализировав различные трактовки деловой игры, можно констатировать: это глубоко личностно и профессионально мотивированная активная форма взаимодействия, в которой в имитационной форме, приближенной к реальным условиям деятельности, можно реконструировать, воссоздать модели будущей профессиональной деятельности.
Деловую игру можно рассматривать как моделирование реальной деятельности специалиста в тех или иных специально созданных педагогических ситуациях. Деловая игра выступает как средство и метод подготовки и адаптации к педагогической деятельности воспитателя.
Кроме того, установлено, что при лекционной форме обучения усваивается 20% информационного материала, в то время как в деловой игре - 90%. В деловой игре информация усваивается в процессе органичной интеграции игровых и учебных действий.
Не существует общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими для разных подходов.
По мнению исследователей, основа деловой игры - создание имитационной и игровой моделей, которые должны органично накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.
Имитационная модель отражает выбранный момент реальной действительности, которая является объектом имитации (например, проведение фрагмента занятия по аппликации в детском саду). Игровая модель является способом описания работы участников по реализации имитационной модели. Структурными компонентами имитационной модели деловой игры являются:
цель,
предмет игры,
модель взаимодействия участников игры,
система оценивания.
Игровая модель включает в себя:
цель,
комплект ролей и функций игроков,
сценарий игры,
правила игры.
Эффективность деловой игры определяется выбором целей. Постановка целей - первый шаг к разработке игровой модели. Они ставятся перед всеми участниками. Определяются вполне реальные, близкие и понятные всем задачи. Они тесно связаны с объектом имитации, способствуют вхождению в роль, конкретизируют обстановку игры. Игровые цели опосредованно влияют на профессиональный облик воспитателя, целенаправленно формируют его.
Предметом игры является деятельность участников. Она связана с содержанием подготовки воспитателя, его квалификационной характеристикой. Это перечень важнейших для будущих воспитателей воссоздаваемых в деловой игре процессов или явлений, которые требуют профессионально компетентных действий.
Значение Руссо в истории педагогики
Нет ни одного писателя, которым бы столько восторгались, как Ж. - Ж. Руссо. Ни одно из педагогических сочинений не удостаивалось такого внимания со стороны широкой публики, как "Эмиль". Тотчас по появлении "Эмиль" был переведен на немецкий и английский языки, всюду возбуждал и з ...
Коррекционная программа
Опыт в работе с девиантными подростками в системе образования, обобщение опыта, привели к попытке создания целостной коррекционной программы. Предлагаемая программа ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска ...
Использование принципа наглядности при изучении различных дисциплин в
средней школе
В качестве конкретного примера рассмотрим роль наглядности в профессии его педагога естественнонаучного направления по специализации «Учитель изо и черчения», т.е. концепцию содержания образования будущего педагога по черчению и графике (начальное, основное среднее (полное) общее образование). Цель ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...