На уроках литературного чтения ярко прослеживалось развитие творческих способностей детей (См. Приложение 3). На этапе «Речевая разминка» применялся игровой метод. На доске было дано начало пословиц, нужно было подобрать конец. После чтения нового произведения, велось его подробное обсуждение. Учитель предлагала детям описать героя, представить его в определенной ситуации, подумать о его характере, высказать на кого похож и т.п.
Большее внимание мы уделяли урокам окружающего мира (См. Приложение 4). Здесь предлагались следующие задания: при изучении темы «народы России» давались на карточках новые для ребят слова, предлагалось объяснить их значение. В учебнике было задание рассказать о своей национальности. При закреплении материала ребятам предлагались задания на развитие фантазии. Дети делали зарисовки, схемы. Практически на каждом уроке проводились дидактические игры, где ученик должен был представить себя то экскурсоводом, то в роли героя сказки.
Таким образом, в ходе наблюдений мы убедились, что учитель уделяет большое внимание развитию творческих способностей школьников. Для этого он использует потенциал учебников, применяет активные методы обучения, стимулирует проявление творческой активности школьников. Дети всегда принимали активное участие в играх, с интересом выполняли творческие задания. Они не боялись высказывать свое мнение. Этому способствовала благоприятная, дружеская, творческая атмосфера, которую учитель создавала всегда.
Следующее педагогическое наблюдение мы провели с целью изучения проявления творческой активности и творческих способностей учащихся. Была разработана следующая программа наблюдения:
1.Желание выполнять творческие задания:
а). С большим желанием;
б). Не проявляет особого желания;
в). Отказывается выполнять.
2. Включение в творческую деятельность:
а). Всегда включается;
б). Редко принимает участие;
в). Никогда.
3. Творческий подход к выполнению творческих заданий:
а). Высокий уровень (проявляет самостоятельность, оригинальность);
б). Средний уровень (выполняя задания ученику требуется небольшая помощь учителя),
в). Низкий уровень (работа строится под руководством учителя).
4. Уровень проявления креативности в выполняемых заданиях:
а). Высокий уровень (работа отличается оригинальностью, нестандартным подходом)
б). Средний уровень (в задании прослеживается участие воображения ребенка);
в). Низкий уровень (задание выполнено на репродуктивном уровне).
Наблюдение осуществлялось на первой неделе практики, данные фиксировались с помощью условных обозначений «+» в графе, соответствующей букве предполагаемого ответа.
Полученные результаты мы представили в таблице. В графе итог сделали выводы об уровне проявления творческих способностей: ВУ – высокий уровень, СУ – средний, НУ – низкий уровень.
Таблица 2.
№ |
Ф.И. |
Показатели проявления творческих способностей |
итог | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||||||||
а |
б |
в |
а |
б |
в |
а |
б |
в |
а |
б |
в | |||
1 |
Алина Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
НУ | ||||||||
2 |
Артем Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
НУ | ||||||||
3 |
Андрей У. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
4 |
Артем Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
ВУ | ||||||||
5 |
Вероника К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
6 |
Вика У. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
7 |
Влад Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
НУ | ||||||||
8 |
Диана М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
НУ | ||||||||
9 |
Дима К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
НУ | ||||||||
10 |
Данил Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
11 |
Илья Х. |
+ |
+ |
+ |
+ |
ВУ | ||||||||
12 |
Катя Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
13 |
Коля Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
14 |
Коля К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
ВУ | ||||||||
15 |
Максим Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
16 |
Максим П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
ВУ | ||||||||
17 |
Миша Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
18 |
Настя Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
19 |
Настя К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
НУ | ||||||||
20 |
Настя Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
21 |
Настя Ф. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
22 |
Кирилл У. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
23 |
Кирилл Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
НУ | ||||||||
24 |
Саша М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
СУ | ||||||||
25 |
Катя П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
НУ |
Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальной
школе
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков. По мнению авторов методического пособия по внеклассной работе по ...
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается. Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство), целенаправленное развитие и усовершенствование сенсорных процессов (ощущений, воспр ...
Организация обучения иностранному языку в дошкольных образовательных
учреждениях
Для того чтоб обучение было результативным необходимо рассмотреть цели обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Обучение иностранным языкам детей-дошкольников призвано содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...